В связи с низким окладом сторож получал зарплату с доплатой до МРОТ. При добавлении к окладу компенсации за сверхурочные работы полученную сумму также повышали до МРОТ. Компенсация поглощалась этой доплатой, и работник в итоге получал те же деньги. Добиться, чтобы компенсационную выплату рассчитывали из МРОТ, а не из оклада, в судах общей юрисдикции работник не смог.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко" оспариваемая норма признана неконституционной. Поскольку данная норма не устанавливает допустимого соотношения между окладом и надтарифной ставкой и четко не определяет, какие выплаты в составе зарплаты подлежат увеличению за сверхурочные работы.
На практике это привело к устойчивой тенденции оплаты сверхурочной работы исходя лишь из тарифной ставки или оклада. Однако, такой подход не согласуется с принципами равенства, справедливости, нарушает право на справедливую оплату труда.
Конституция РФ предусматривает право на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже МРОТ. В случае, когда тарифная ставка или оклад работника оказывается меньше МРОТ, то оплата работы в ночное время увеличивается лишь формально. Такой способ расчета не обеспечивает повышенную оплату работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Соответственно, трудившиеся сверхурочно, оказываются в худшем положении по сравнению с выполнявшими ту же работу в нормальных условиях.
В этой связи КС РФ предложил законодателю скорректировать закон. До этого работнику гарантируется зарплата не ниже МРОТ без учета дополнительных выплат. Сверхурочное время должно оплачиваться сверх заработной платы с начислением компенсаций на тарифную ставку или оклад. Дело заявителя подлежит пересмотру.
Источник: ИА «Гарант»